Кесаб и кесабцы
Войти  /  Регистрация

Кесаб и кесабцы

14.10.2009


Занятия кесабцев не менялись веками. Они прекрасные садоводы. Здесь растут не сравнимые ни с какими другими яблоки - огромных размеров и сочные, словно персики. Наряду с садоводством у кесабцев традиционно существуют и другие занятия, в том числе и вызывающие недоумение у приезжих, например, производство мыла из лаврового плода. Если лавровый лист пользуется популярностью во всем мире, то о том, что это дерево способно давать плоды, знают, наверное, только кесабцы да еще специалисты-ботаники. Мыло из плодов лавра по внешнему виду совсем простое, напоминает хозяйственное, но уникальные косметические свойства снискали ему огромную популярность и более чем оправдывают высокую цену. Из лавра в кесабских селах производятся и эфирные масла, которые используются в косметическом производстве.
Собственно кесабские села - это пусть недавнее, но уже прошлое. Лет двадцать назад облик и жизнь Кесаба существенно изменились. Неподалеку от уютных, утопающих в зелени садов сельских домиков стали расти отели и рестораны. Курортной зоной Кесаб стал вроде бы неожиданно. Похоже, об этом райском уголке природы никто прежде не знал. Еще пару десятилетий назад курортники-первооткрыватели просто снимали комнаты в селах Кесаба.(Оказывается, отдых "дикарями" был принят не только у советских людей.) Но число отдыхающих росло и росло. На возможность развития нового бизнеса кесабцы отреагировали оперативно.
Отели и рестораны начали строить не в самих селах, а на свободных землях, разделяющих их. Расстояние между селами все более сокращалось. И наконец все они слились в единый Кесаб - ныне курортный город, привлекающий отдыхающих со всего арабского мира.
Природа Кесаба действительно восхитительна. Невысокие, но лесистые горы чуть ли не вплотную подступают к Средиземному морю. Сочетание моря, гор и лесов превращает Кесаб в сказочный оазис посреди изнывающей от зноя пустыни. Когда всего лишь в нескольких десятках километров отсюда жара за +50, в Кесабе свежо и прохладно, а на вершинах гор дремлет туман. Морские купания в арабском мире не приняты. Измученному солнцем арабу такая роскошь и не нужна. Для сирийца, жителя Саудовской Аравии, Иордании и Катара возможность просто передохнуть от нестерпимой жары - предел курортных мечтаний.
Число отдыхающих год от года растет. Не случайно в некоторых ресторанах приобретающего все большую популярность курорта число мест приближается к тысяче.
Но самая большая достопримечательность этих мест - сами кесабцы. Они не только гостеприимны, просты в обращении, неизменно доброжелательны и приветливы, национальный дух здесь невероятно силен и является определяющим в мировоззрении. Живя в многонациональной стране, где бок о бок сосуществует масса, (в том числе и малоизвестных конфессий) , кесабцы предельно терпимы ко всем вероисповеданиям и народам, но их приверженность армянской идее - превыше всего. Вероятно, именно это позволило горстке оторванных от Родины местных армян сохранить свою национальную принадлежность. А это и вправду было не просто. Рядом веками живут арабы, греки, другие народы этого этнически и конфессионально разнообразного региона, а высоко в горах расположено два села, жители которых считают себя потомками арамейцев и даже говорят на своем, считающемся мертвым языке. Есть и села алауитов. По официальной версии они мусульмане, но ни одной мечети в их селах нет. Поговаривают, что в прошлом это армяне, насильственно обращенные в мусульманство, но сами алауиты говорить о своем прошлом и настоящем абсолютно не склонны. Во всех случаях, чтобы остаться армянами и сохранить христианскую веру, кесабцам пришлось приложить немало усилий.
Непривычное, удивительное в Кесабе буквально на каждом шагу. Одно из здешних сел - Кара Дуран расположено в длинном ущелье, срезанном побережьем. Вход в это ущелье со стороны моря достаточно узок - всего лишь 100 метров, поэтому название села в армянской интерпретации выглядит вполне адекватно. Однако, как утверждают местные жители, название этого седа происходит от римского "коридориум", что тоже представляется вполне обоснованным. Но интересно другое.
В этом небольшом кесабском селе в мире и полном согласии сосуществуют две армянских церкви - апостольская и евангелистская. И население Кара Дурана, а проживает там всего около 200 человек, религиозных разногласий не имеет. Полная конфессиональная терпимость характерна для всего населения этой местности. В Кесабе действует также католическая армянская церковь, что воспринимается представителями апостольской и евангелистской церквей абсолютно естественно и спокойно.
Главное для всех кесабцев то, что они все армяне и христиане, а потому здесь по-добрососедски живут и мирно покоятся на одном кладбище представители всех трех конфессий. Такого в других армянских общинах не встретишь.

По материалам издания Голос Армении

Назад к списку новостей